Воскресенье, 06.10.2024, 06:25
Приветствую Вас Гость

PS

Главная » Статьи » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВНУТРЕННИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИ­НИМАТЕЛЬСТВА

ВНУТРЕННИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИ­НИМАТЕЛЬСТВА


Цели

В этом блоке изучаются особенности психологического портрета предпринимателя, обсуждается вопрос избранности или общедоступ­ности предпринимательской деятельности и проблема ведущих психо­логических качеств успешного предпринимателя. После окончания ра­боты с блоком Вы сможете:

* описать основные психологические качества, необходимые предпринимателю;

* объяснить специфику психологического портрета российского предпринимателя.

Существуют два подхода к проблеме поиска субъективных психоло­гических предпосылок успешной предпринимательской деятельности: первый относит предпринимателей к особой категории людей, наделен­ных определенными психологическими качествами; согласно второму — предпринимательской активностью обладают все, но в разной степени. Поскольку круг состоявшихся предпринимателей невелик, то господству­ет первый подход.


Психологический портрет предпринимателя

К свойствам предпринимательства относят мобильность и динамич­ность экономической деятельности, свободу выбора и поиска способов экономических действий, тактические методы действий, их относитель­ную кратковременность, постоянный предпринимательский поиск, высо­кий уровень неопределенности, риск, угрозу потерь, ответственность. Все это выдвигает специфические психологические требования к предприни­мателю.

Многие западноевропейские и американские исследователи пытались составить психологический портрет предпринимателя, абстрагируясь от специфических черт и качеств, связанных, например, с формой предпри­нимательства (производственное, коммерческое, финансовое), или его уровнем (крупный, средний, малый бизнес), а также с тем, является ли предприниматель инноватором или нет и, наконец, сочетает ли он в себе функции собственника или владельца с функциями менеджера.

Важные для психологического портрета предпринимателя качества объединим в три блока. В интеллектуальный блок входят компетент­ность, комбинационный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление. В коммуникативный блок — талант координатора усилий сотрудников, способность и готов­ность к терпимости в общении с другими людьми и в то же время способ­ность идти против течения. В мотивационно-волевом блоке — это склон­ность к риску, ответственность, стремление бороться и побеждать, по­требность в самореализации и общественном признании, выраженность мотива достижения успеха. Учитывая, что предприниматель, образно го­воря, еще и самоэксплуататор, ему необходимы хорошее здоровье, неис­сякаемая энергия и оптимизм.

Полный перечень приведенных характеристик относится к портрету идеального, а не типичного предпринимателя. Какие необходимые соче­тания качеств должны обязательно присутствовать в портрете типичного предпринимателя для обеспечения его успешной деятельности?

Литературные данные и выполненные нами исследования доказыва­ют лишь обязательное наличие компонентов мотивационно-волевого бло­ка, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Преобладание мотива достижения успеха над мотивом избегания неудачи, склонность к риску, потребность и умение брать на себя ответст­венность остаются необходимыми в психологическом портрете предпри­нимателя независимо от формы, уровня или других специфических черт предпринимательства. Остальные характеристики не всегда совпадают у разных исследователей.

Предприимчивость и парапредпринимательство

На базе качеств мотивационно-волевого блока построена и одна из мо­делей, безусловно заслуживающая внимания и представляющая иной, более демократичный подход к портрету предпринимателя. Так, по мнению К.Э.Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предприни­мателей и непредпринимателей1. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности.

Предприимчивость — это комплекс качеств, обеспечивающих спо­собность достигать конкретных целей в хозяйственной, социальной или иных сферах общественной жизни за счет своей инициативы, изобретательности, самостоятельности, находчивости, нестандартных решений, I готовности рисковать и нести ответственность за результаты.

Если занимать данную более демократичную (по сравнению с позицией психологической элитности предпринимательской деятельности) позицию, то правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С этой позиции объяснима и фигура интрапренера — чело­века, работающего в организации, но обладающего наклонностями и спо-собностями предпринимателя.


Портрет молодого российского предпринимателя

Есть ли специфические особенности в портрете российского пред­принимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предпо­лагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследова­ния представителей малого и среднего бизнеса показали, что у молодых российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко2. Правда, высокие показатели са­мостоятельности нередко сочетаются с пониженной ответственностью.

Кросс-культурные исследования (т.е. сравнительные исследования какого-либо явления, проведенные в разных культурах, в частности, в разных странах) также показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психоло­гически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это свя­зано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социо-культурной среде неодобрения, часто демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Для каждого общества характерен свой психологический тип пред­принимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособ­ления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмо­сферы. Как подчеркивает Г.К.Гинс, этот процесс создает господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринима­тельства3.


Задание

1. Определите понятие "предприимчивость".

2. Как Вы понимаете парапредпринимательство?

1 Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship // Handbook of Economic Psychology / Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Warneryd. DodrechtjBoston; London, 1988.

2 Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А.Крылова. СПб., 1995.

3 Г и н с К.Г. Предприниматель. М., 1992.

Категория: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: 101 (30.12.2010)
Просмотров: 3955 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Lauren  
0
I cnanot tell a lie, that really helped.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [18]
Поиск
Статистика