Воскресенье, 06.10.2024, 06:27
Приветствую Вас Гость

PS

Главная » Статьи » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Цели

В этом блоке акцентируется внимание на экономических мотивах. Работа с ним позволит:

* дать характеристику мотивационной сфере экономического по­ведения;

* перечислить мотивы трудовой деятельности;

* описать мотивы потребления и накопления, инвестиционного поведения;

* проанализировать мотивы альтруизма и эгоизма;

* объяснить взаимосвязи экономических мотивов и волевого по­ведения.

Экономические мотивы

Экономические мотивы представляют собой особую категорию мо­тивов. Мотивы, относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эго­изму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам, имеют экономическую направленность.

Исследование экономических мотивов помогает в объяснении эконо­мического поведения как сравнительно автономного, целостного участка поведения.


Мотивы накопления

Автор "основного психологического закона" Дж.Кейнс, сопоставляя побудительные силы мотивов потребления и мотивов сбережения, отме­чает, что обычно побуждение к удовлетворению неотложных нужд чело­века и его семьи по силе воздействия на поведение превосходит побужде­ние к накоплению1 Им выделяются следующие мотивы сбережения или в его терминологии "воздержания от расходов":

осторожность (создание резерва на случай непредвиденных об­стоятельств в условиях конкуренции);

предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности обеспечить старость, дать членам семьи образование, содержать иждивенцев);

расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме про­цента или предполагаемого увеличения ценности имущества в будущем, так как люди часто отдают предпочтение большему потреблению в буду­щем по сравнению с меньшим потреблением в настоящем);

стремление к лучшему (мотив, основанный на широко распро­страненном подсознательном желании видеть в будущем постепенное повышение своего жизненного уровня, возможности увеличения своих будущих расходов, даже в том случае, когда сама возможность пользо­ваться благами может убывать);

стремление к независимости (финансовая независимость пре­доставляет человеку больше личностной свободы);

предприимчивость, как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций, как желание обеспечить ресурсы для осущест­вления дальнейших капиталовложений, не прибегая при этом к долгам или к помощи рынка капиталов;

желание оставить наследникам состояние',

чувство скупости как таковое, когда человеком движет ни на чем не основанное стойкое предубеждение против самого акта расходования.


Мотивы инвестирования

Это чрезвычайно сложные и противоречивые, по мнению Кейнса, мотивы. Они претерпели существенные изменения после отделения управленческих функций от собственности на капитал. Если до этого в основе иерархии мотивов лежало отношение к бизнесу как к жизненному призванию, творческой самореализации, то после отделения управления от собственности коммерческие сделки через фондовые и валютные бир­жи создают почву для очень динамичной, противоречивой и неоднознач­ной мотивации (получение дохода, азарт, риск).

Ведущим мотивом становится игровой мотив "опередить пулю", "пе­рехитрить толпу и сплавить поддельную или истертую монету ближне­му". В ходе своей рефлексивной игры каждый стремиться раньше угадать не действительную цену будущих доходов (это невозможно на бирже), не мнение других об этом, а "среднее мнение относительно того, каково бу­дет среднее мнение".

Когда же речь идет о частном инвестировании населения, на первый план выступает фактор доверия. "В экономической жизни, — писал В.М. Бехтерев (ссылаясь на Н.Н.Головина),— закон спроса и предложе­ния не является единственным ее руководителем. Наряду с ним во всех случаях имеет силу и фактор доверия, значение которого с особенной силой выдвигается в период экономических потрясений. В этих случаях до­верие играет даже большую роль, нежели экономические факторы"2.

Проблема перспектив частного инвестирования в нашей стране исклю­чительно актуальна, поскольку сбережения населения являются одним из важных факторов экономического роста. Однако частные инвестиции сдерживаются недоверием к финансовым институтам, и население в основ­ном использует неинвестиционные модели сберегательного поведения.

Современная макроэкономическая теория констатирует тот факт, что в рамках рыночной экономики решение о сбережениях и инвестициях принимаются, по существу, различными группами людей. Приведение к соответствию различий между субъектами сбережений и инвесторами — серьезная проблема макроэкономической оптимизации экономики. Одним из основных инструментов совмещения целей сберегателей и инвесторов является ставка процента по вкладам и кредитам, но это не единственно значимый фактор. Социально-экономические исследования показали, что некоторые семьи сберегают, чтобы сделать крупные покупки, превы­шающие по стоимости размер мобильного дохода. Сбережения также осуществляются в целях будущих потребностей домохозяйства и как за­пас на непредвиденный случай. Ни один из рассмотренных выше мотивов не является особенно чувствительным к процентной ставке по вкладам.

С учетом этих обстоятельств Е.М.Авраамовой и Л.Н.Овчаровой была предложена следующая типология сберегательных мотиваций населения3.

1. Ориентирование сбережений только на текущее потребление.

2. Создание сбережений с целью резерва на непредвиденный случай.

3. Формирование сбережений с целью приобретения дорогих предме­тов (покупка товаров длительного пользования: строительство, ремонт или покупка жилья, дачи, гаража; покупка транспортных средств и их ре­монт).

4. Мотивы сбережений, ориентированных на будущие потребности семьи и расходы, связанные со здоровьем и проведением досуга (образо­вание, отдых, спорт, оздоровление, лечение, помощь детям).

5. Комбинация из сберегательных ориентации третьей и четвертой групп, стремление иметь запас денежных средств, чтобы израсходовать их по мере необходимости.

6. Мотивы накапливать и использовать сбережения с инвестицион­ными целями (для предпринимательской деятельности, приобретения ак­ций и ценных бумаг, как источник дополнительного дохода).

Сбережения, обслуживающие последнюю группу мотивов, характе­ризуются более высокой эластичностью относительно интструментов ин-

12.

вестиционного регулирования; обслуживающие третью, четвертую и пя­тую группы достаточно чувствительны к изменениям в инвестиционной сфере, а сбережения двух первых групп практически не реагируют на ин­вестиционную политику. В последние годы склонность к сбережению становится все более выраженной, а в регионах-донорах значительному числу семей (свыше 30%) присущи инвестиционные предпочтения в ис­пользовании сбережений.

Однако склонность к сбережению не ведет к автоматическому росту организованных сбережений, которые являются инвестиционным ресур­сом. Пока доверие населения к власти и финансовым институтам не будет восстановлено, население предпочтет держать значительную часть сбере­жений в наличной форме и воздерживаться от их размещения, либо их предпочтения, связанные с размещением, будут отличными от ожиданий государства. Как показало проведенное нами исследование установок и мотивов инвестирования в страховые фонды, инвесторы предпочитают иностранные страховые компании отечественным (так же, как частные — государственным фондам) на фоне постоянной озабоченности государст­ва по поводу отсутствия инвестиционной активности населения.

Мотивы труда и потребления

По мнению А.Маршалла, самым устойчивым мотивом трудовой дея­тельности человека является желание получить материальное вознаграж­дение за работу4. Полученная плата может расходоваться на самые раз­нообразные цели в зависимости от того, каков сам человек (потребле­ние — исключительно психологизированный аспект экономического по­ведения). Цели расходов могут быть возвышенными и эгоистичными, но побудительным мотивом, считает А.Маршалл, всегда будут деньги. Это соз­дает предпосылки для того, чтобы стремления, склонности, мотивы или по­будительные силы человека, недоступные непосредственному измерению, измерить косвенно, через внешние их проявления, выступающие в денежной форме. Сумма денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, как-то характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда. Сумма денег, которую человек готов отдать за вещь или услугу, соотносима с силой побудительных сил, толкающих на их утрату.

Не отвергая полимотивированность трудовой деятельности, упоми­ная также чувство наслаждения самим процессом хорошего выполнения работы, готовность принести себя в жертву ради семьи, соседей и своей страны, тщеславие и беспечность, тягу к добродетельному образу жизни ради собственных достоинств последнего, А. Маршалл настаивает на важнейшей роли мотива материального вознаграждения за труд.

Одна из современных классификаций мотивов труда5 включает три вида побуждений заниматься трудом:

- побуждения общественного порядка (осознание необходимости приносить пользу обществу, оказывать помощь другим, нежелание про­слыть тунеядцем);

- получение материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

-удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Описывая мотивацию потребителя, А.Маршалл выделял три основ­ных потребности: стремление к разнообразию, стремление привлечь к себе внимание и жажда признания как такового. Более поодробной, при­знанной психологами и широко применяемой на практике является клас­сификация потребностей Абрахама Маслоу6 (см. Блок 15).


Неэффективность "экономического эгоизма"

Мотивы экономического эгоизма и альтруизма представляют особый интерес для теории и практики управления социально-экономической стороной жизни. А.Смит ориентировал хозяйствующих субъектов на "эгоизм другого". Всегда ли выгоднее быть эгоистом?

Для иллюстрации неэффективности экономического эгоизма прежде всего обращаются к классической схеме, взятой из теории игр. Она назы­вается "дилемма узника". Рассмотрим схему для двух участников. Два заключенных подозреваются в участии в некотором преступлении, в со­вершении которого они не признаются. Судебный исполнитель разгова­ривает с ними по отдельности. Если они оба сознаются, то получат по 3 года тюрьмы. Если никто из них не признается, они попадут в тюрьму на 1 год. Но если один из них признается, а другой утаит свою вину, то пер­вый выйдет на свободу, а второй окажется в тюрьме сроком на десять лет. Взаимодействие между узниками запрещается. Каждый узник поймет, что признание ведет к менее суровому наказанию независимо от поведения другого участника. Если они оба будут так думать, то в итоге и тот, и дру­гой признаются, что и ожидают служители закона.

Таблица 1. Матрица исходов дилеммы узника



Узник I




не призн.

призн.

Узник II

не призн.

-1,-1

-10,0


призн.

0, -10

-3, -3

Очевидно, что вариант кооперации приносит не максимальный выиг­рыш, но если каждый из преступников действует как "экономический че­ловек", страдают оба.

На основе дилеммы узника разработаны матрицы принятия экономи­ческих решений относительно поведения другой действующей сторо­ны — конкурентов, партнеров и т.д. Например, выход на рынок с новым продуктом предполагает учет возможных действий конкурентов. Прибыль будет больше, если конкурирующая сторона не выйдет на рынок одно­временно с Вашей фирмой с аналогичным продуктом, так как перепол­ненный рынок приведет к потерям.

Применительно к проблемам оплаты в общественном транспорте, поддержания чистоты, экономии ресурсов и экологии дилемму узника чаще называют дилеммой дорожного зайца. Право выбора вносить свой вклад или нет в структуры общественного пользования, разделять или нет издержки, например, за общественный транспорт, остается за пользовате­лем. Он выиграет, если кто-то другой оплатит за него, но проиграет не только, если он заплатит за кого-то, но и прежде всего тогда, когда никто не станет платить. В данном случае противостоят индивидуальный ра­ционализм и общественное здравомыслие.

Дилемма узника или транспортного зайца может быть рассмотрена для ситуации нескольких участников. Остановимся на следующем примере.

Жильцы многоквартирного дома хотят укрепить главную дверь с це­лью безопасности. На собрании обсуждаются детали. Предположим, подъезд включает 20 квартир, а система безопасности стоит 120 долл. Ес­ли все жильцы скооперируются, то на каждую квартиру придется по 6 долл. Выгода для каждого жильца составит 120 долл., это по крайней мере 114 долл. чистого дохода (см. табл. 2). Если никто из жильцов не скоопе­рируется, то они упустят возможность получения выгоды от совместной деятельности.

Таблица 2. Исходы пожертвований на фиксированные общественные нужды

Количество вкладчиков

Размер взноса на челове­ка (в долл.)

Чистая прибыль на чело­века (в долл.)

20

6,00

114,00

19

6,32

113,68

15

8,00

112,00

'10

12,00

108,00

5

24,00

96,00

1

120,00

0,00

0

0,00

0,00


Задание

Проанализируйте табл. 2. Представьте графически зависимость выго­ды от количества участников в коллективном мероприятии и сравните с выгодой уклонившихся.

Общая выгода на человека увеличивается с увеличением числа вкладчиков. Это касается вкладчиков также, как и дорожных зайцев. Раз­личия между результатами уклонившихся и сотрудничающих уменьшает­ся с увеличением числа сотрудничающих. И хотя уклонение — более эко­номически рациональное решение, вероятность уклонения будет тем меньше, чем больше людей поймут необходимость сотрудничать.


Альтруизм и кооперативное поведение

С точки зрения экономической психологии, альтруизм выражается в поведении-помощи, в подарках, благотворительных пожертвованиях, по­ведении в условиях социальных дилемм и переговоров. От альтруистиче­ских мотивов зависят предпочтения в области распределения денег (или прибыли).

Существуют различные попытки объяснения альтруистического по­ведения. Можно рассматривать альтруизм как вариант эгоизма. Для чело­века актуально одновременно большое количество целей ("выгод"), и ир­рациональность в отношении одной оборачивается рациональностью в отношении другой. Альтруистическое поведение (отсутствие видимой выгоды какого-либо типа) означает только нацеленность на другие ценно­сти, в достижении которых поведение рационально, т.е. учитывает баланс "затраты — результат".

В экономической деятельности широко проявляется и чисто альтруи­стическое поведение. Оно, во-первых, функционально зависит от величины дохода субъекта. От того, у кого есть материальная возможность быть бо­лее щедрым, следует скорее ожидать пожертвований, благотворительности.

Во-вторых, индивидуально-психологические особенности этической мотивации являются важным фактором поведения. Попытка измерения степени альтруизма на основе того, как человек разделит зарплату между собой и другими или как оценит себя и других по вкладу в деятельность, дала возможность выделить следующие типы7:

кооперативный тип представили испытуемые, отдавшие пред­почтение равной зарплате для себя и других;

состязательный тип характеризовался предпочтением разных зарплат в свою пользу;

индивидуалистический тип дистанцировался от пожеланий по поводу зарплат остальных.

Оказалось, что студенты гуманитарной сферы демонстрируют более альтруистическое поведение, а изучающих бизнес больше волнует собст­венная выгода.

Поскольку выгода для других людей часто связана с выгодой отдель­но взятого человека, человек придает какое-то значение тому, какими окажутся результаты дела для других. Чтобы передать эту идею в простой форме, результат дела для себя обозначили как Р и результат дела для другого как О. Альтруистическая мотивация по отношению к другому передается значением а, придаваемым О и изменяется от -1 до +1. Стрем­ление отдельно взятого человека к общему результату обозначается как Р+аО. Если допустить, что Р тоже варьирует, и эти изменения передаются значением в, которое тоже изменяется от -1 до +1, то станет понятна при­веденная на рис 3. классификация форм соотношения результата для себя и результата для другого.

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ ДРУГОГО


Рис 3. Классификация предпочтений относительно результата для себя и результата для другого.


Зрелость экономического сознания предполагает доминирование со­трудничества среди многочисленных форм проявления соотношения "вы­года для себя — выгода для других". Сотрудничество (выгодно обоим партнерам) эффективнее, созидательнее, чем состязательность (выгодно себе в ущерб другому), индивидуализм (выгодно только себе), альтруизм (выгодно только другому) и тем более мученичество (выгодно другому в ущерб себе), мазохизм (только ущерб себе), садизм (ущерб другому) и садомазохизм (ущерб себе и другому). Во многих экономических ситуа­циях требуется скорее совместное, кооперативное поведение, нежели дей­ствия, направленные на немедленную личную выгоду. Даже в условиях активной конкуренции договор чаще выгоднее, чем борьба. В области экономики максимизация КПД достигается путем включения результатов дела для других в собственные интересы, а экономический эгоизм в ко­нечном итоге оказывается неэффективным.


Волевые компонеты экономического поведения

К волевым компонентам экономического сознания и поведения отно­сятся экономические нормы, экономический интерес, экономический по­ступок, деятельность.

Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в само­стоятельный вид социальных норм (стандартов поведения, регламенти­рующих отношения людей, "правил игры"). Однако в этом возникла необ­ходимость, потому что они могут и стимулировать, и тормозить активное экономическое поведение, предприимчивость.

Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением8.

Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регу-ляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность как оп­ределенную форму власти экономических благ над человеком, то эконо­мический интерес — это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности9. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и на ничьем поле.

Поскольку изменения в экономике на макроуровне происходят по­средством политической воли, ее изучение представляет важнейшую про­блему на стыке с политической психологией.


Задание

1. Какие мотивы относятся к экономическим?

2. Какие мотивы накопления (сбережения) Вы знаете?

3. Назовите причины альтруистических мотиваций в экономическом |поведении.


Контрольное задание

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Категория: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: 101 (30.12.2010)
Просмотров: 10772 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 SergLinee  
0
<a href=http://zmkshop.ru/novosti/noginskim-zavodom-metallokonstruktsiy-vypolneno-izgotovlenie-metallokonstruktsiy-zagorodnogo-doma-/>жилой дом нзмк</a>

3 Вексель  
0
Новый подход в понимании мотивов и их типологии:
«Мотив - это ресурс (власть, деньги, комфорт и т.д.), стремление получить или сохранить который обусловливает поведение субъекта. Иначе говоря, мотив - это ресурс, детерминирующий определённое поведение субъекта».
Ильясов Ф. Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. №5. С. 13-25. - www.iliassov.info/2013/job-motiv.html

2 pypeblelp  
0
ОДНОКЛАССНИКИ ЗНАКОМСТВА

1 Cristina  
0
As Chrlaie Sheen says, this article is "WINNING!"

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [18]
Поиск
Статистика