Воскресенье, 06.10.2024, 04:17
Приветствую Вас Гость

PS

Главная » Статьи » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГЛОССАРИЙ

Адаптация социальная — процесс и результат активного приспо­собления индивида к условиям новой социальной среды. Экономико-психологическая адаптация — часть социальной адаптации, активное приспособление субъекта хозяйствования к изменяющимся экономиче­ским условиям, проявляющееся в бедности или материальном благополу­чии (т.е. в экономическом статусе и качестве жизни человека), в его ожи­даниях и отношениях к экономическим реформам, рынку, деньгам; она связана с системой ценностей, экономическими мотивами, экономиче­скими нормами и интересами.

Атрибуция — приписывание человеком причин и мотивов поведе­ния, личностных качеств другим людям на основе обыденного житейско­го анализа их действий и поступков.

Аттитюды (социальные установки) — субъективные ориентации ин­дивидов как членов группы на те или иные ценности, предписывающие им определенные социально принятые способы поведения. "Денежные" аттитюды связаны с отношением к деньгам и "денежным" поведением.

Бедность — неспособность индивидуумов поддерживать минималь­ный или приемлемый уровень жизни. Выделяют теории бедности, возла­гающие ответственность за бедность на поведение и черты личности бед­ных (личностные или индивидуалистические), на судьбу, случай (фатали­стические) и на объективные экономические причины (структуральные).

Бихевиоризм — направление в американской психологии XX в., сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как со­вокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Депривация экономическая — вынужденное неполное потребление или вынужденный отказ от потребления материальных благ и услуг, не­обходимых для удовлетворения основных потребностей личности.

"Дистанцированная гипотеза" Шмельдерса проводит различие между образом предпринимателя "на расстоянии" (более или менее не­осознанный массово-психологический стереотип предпринимателя) и "вблизи" (индивидуализированный образ, построенный с опорой на соб­ственный опыт взаимодействия с предпринимателем). Мнение "вблизи" дифференцированнее и позитивнее.

Интерес экономический — форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм.

Закон Йеркса-Додсона определяет взаимосвязь уровня эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности и ее эффективности. Эта связь не линейна.

Когнитивная психология — одно из ведущих, хотя концептуально разрозненных, направлений современной зарубежной психологии, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении.

Мотивы экономические — особая категория мотивов, имеющих экономическую направленность, а именно относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам.

Налоговый менталитет — это нормы, отношения и убеждения, раз­деляемые налоговыми властями и налогоплательщиками в каждой нации.

Нормы экономические — вид социальных норм, регулирующих экономическое поведение, которые, как правило, закрепляются юридиче­ски, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими сред­ствами контроля (санкциями) за их соблюдением.

Объединение — разделение риска с компаньонами. По форме может быть партнерством или корпорацией. Позволяет объединить капиталы при организации дела и разделить риск.

Объект экономической психологии — хозяйствующий субъект на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях (индивидуум, семья, фирма, государство, нация).

Отношение к деньгам — субъективно-оценочное, осознанно-избирательное представление о деньгах, проявляющееся в экономическом поведении.

Переговоры — процесс поиска соглашения между людьми, имею­щими, на первый взгляд, различные интересы. Коммерческие перегово­ры — это переговоры по поводу любых ресурсов (деньги, материальные ценности, временные и людские ресурсы и т.д.). В узком смысле под ком­мерческими переговорами понимается переговоры по поводу сбыта и по­ставок, купли и продажи, т.е. торговые сделки.

Потребность аффилиативная (или потребность в аффилиации) — стремления к установлению эмоциональных контактов, оказанию и поис­ку поддержки.

Предмет экономической психологии — отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека.

Психоанализ— направление, созданное З.Фрейдом и его последова­телями, объясняющее развитие личности иррациональными, антагонисти­ческими сознанию психическими факторами.

Риск экономический — деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбеж­ного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятно­сти достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтернативах.

Страхование — перекладывание риска на страховую компанию или распределение рисков через компании взаимного страхования; предпола­гает покупку страховой защиты.

Хеджирование — это социально полезная спекулятивная операция, использующая рынки срочных (на срок) контрактов, при котором риск, вызванный изменением цен на ресурсы, товары, валюту перекладывается предпринимателем за плату на спекулянта, брокера.

"Экономический человек" — концепция рационального индивида, имеющего стабильные предпочтения и стремящегося к максимизации собственной выгоды в условиях абсолютной полноты информации, сво­боды выбора и количественной оценки альтернатив.

Экономический эгоизм — стремление субъекта к максимизации собственной выгоды.

Эмоции акизитивные — эмоции, окрашивающие процесс приобре­тения, коллекционирования, заготавливания, накопления. Насыщение по­требностей накопления дает человеку ощущение материальной свободы и безопасности от "черного дня". Когда же оно переходит границы, человек превращается в скупого рыцаря.

Эффект "бэндвэгон" (эффект присоединения) состоит в том, что то­вар покупается не в силу необходимости, а в силу желания не отстать от других.

Эффект "сноба" выражает стремление отличаться от других, выде­литься из "толпы", поэтому не приобретается необходимый товар, когда его приобретают другие.

Эффект Веблена свойствен показательному потреблению (с опорой на мнение других людей) и связан с влиянием цены, причем парадоксаль­но, когда с повышением цены увеличивается спрос на него и, наоборот, снижение цены снижает количество покупок.



Ольга Сергеевна Дейнека Экономическая психология

Категория: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: 101 (30.12.2010)
Просмотров: 5417 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 Lulu  
0
This is the peferct post for me to find at this time

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [18]
Поиск
Статистика