Воскресенье, 06.10.2024, 04:34
Приветствую Вас Гость

PS

Главная » Статьи » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЧЕЛОВЕК И МИР ВЕЩЕЙ


Цели

В этом блоке обсуждаются общефилософские, социально-экономические и психологические аспекты связи человека и вещного мира в широком смысле (от собственности и капитала до бытовых ве­щей повседневного пользования). После завершения этого блока Вы сможете:

* объяснить особенности взаимосвязи человека и мира вещей;

* перечислить формы экономической власти рынка и варианты психологической защиты;

* обозначить властную функцию и терапевтическую роль вещей, ловушки суррогатного общения.


Потребитель в рыночной системе

Существует заочный научный спор о месте потребителя в рыночной экономике. Одни отводят ему центральное место и настаивают на том, что от его потребностей зависит развитие рынка, другие рассматривают по­требителя как жертву экономической системы.

Профессор Чикагского университета Т.Веблен (1857—1929) показал, что потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их иногда покупать ненуж­ные им товары, пользоваться дорогими услугами. Жажда прибыли толка­ет некоторых предпринимателей на неэтичные поступки. Ученый убеж­ден, что со временем система изменится на более гуманистическую1.

Согласно позиции другого профессора Ф.Найта (1885-1972), произ­водство товаров и услуг определяется исключительно потребителями. Стремление к прибыли заставляет предпринимателей производить то, что нужно потребителю, а прибыль рассматривается как награда предприни­мателю за деятельность в условиях риска. Автор считает рыночное произ­водство наиболее разумным2.

Оба автора занимают крайние позиции, акцентируя разные стороны рыночной системы, ее позитивные и негативные последствия для человека. На самом деле верно нечто среднее, хотя объективность каждого из авторов будет усиливаться в зависимости от степени развитости рынка, его сбалансированности и контролируемости.

Рынок влияет на человека, его психику, вносит свои развивающие и деформирующие элементы. Так, например, движущая сила рынка — спрос — ставит человека в зависимость от него, но и предоставляет воз­можность продемонстрировать власть над временем, предугадывая спрос, предусмотрев экономические изменения, почувствовать, что будет завтра.

Даже в условиях развитого и сбалансированного рынка развиваются мифы об абсолютной ничем не ограниченной функциональности техники, о нравственном отставании человека от техники и научно-технического прогресса и, наконец, миф об идеальной конвергенции техники, произ­водства и потребления. Эти мифы прикрывают собой "всевозможные противо-целесообразности в политике и экономике"3.

Говоря о власти рынка, следует учитывать, что отечественный рынок 90-х годов называют квазирынком, нецивилизованным рынком, где избы­точны элементы стихийности и саморегуляции, с одной стороны, и олигархо-бюрократического давления, с другой стороны. Следствием этого является несбалансированность экономических процессов.

Участник такого рынка переживает глобальность, всеобщность неоп­ределенности, неустойчивости во всех сферах экономических и околоэко­номических процессов. Поэтому власть рынка, как некоего независящего от человека механизма хозяйственной жизни, регулятора его поведения и поступков, часто воспринимается в настоящее время как разрушительная, вредная для психики и здоровья. Более защищенными от нее чувствуют себя стрессоустойчивые, энергетически одаренные, активные, волевые и гибкие люди.


Задание

1. Каковы крайние позиции во взглядах экономистов на место потре­бителя в рыночной системе?

2. Есть ли специфические особенности и психологические последст­вия положения потребителя в отечественном рынке? Представьте свои размышления об этом.


Формы власти рынка над человеком

Назовем некоторые формы власти рыночного общества над лично стью:

навязанные потребности (рынок посредством рекламы формирует все новые и новые потребности или формы их удовлетворения); »

-ускоренное потребление (вещи проживают все более короткую жизнь по спланированным технологически причинам или по причинам» связанным с модой);

- опережающее потребление или кредит (жизнь в кредит усиливает психологическое напряжение, тревогу и, как правило, увеличивает стои­мость вещи);

- выбор из маргинальных, т.е. несущественных различий (нарастаю­щий поток вещей различается несущественно, а это усложняет и психоло­гически отягощает выбор нужной альтернативы).

Кроме того, накапливается дискомфорт от заботящейся и одновре­менно фрустрирующей, обязывающей рекламы. Ведь реклама— бесплат­ный товар. Его потребление вызывает неосознанное чувство вины. Со­гласно психоаналитической точке зрения, потребность снять это чувство является одним из факторов, провоцирующих покупку.


Психологические последствия технико-экономического прогресса

Основная тенденция отношений людей с вещами— все большая их (отношений) быстротечность. Быстротечная экономика приходит на сме ну стабильности. Одноразовая культура потребления вытесняет традицион ную: часто становится дешевле купить новое, поменять, чем беречь, мыть, чистить, реставрировать. Новые технологии, мода приводят к быстрому устареванию любого продукта (материального, интеллектуального).

Быстротечность отношений с вещами переходит и в сферу взаимоот ношений между людьми. В силу увеличения контактов, количества про ходящих сквозь нашу жизнь людей на фоне переездов, разнообразия ус­луг и т.д. все больше проявляется мимолетность и фрагментарность от­ношений между людьми. А временность отношений способствует сниже­нию ответственности.

Другая тенденция связана с избыточным разнообразием в мире ве­щей и услуг. Их больше, чем хочется и нужно, и человек становится жертвой сверхвыбора. Сверхвыбор — это позиция, в соответствии с кото­рой преимущества разнообразия и индивидуализации перечеркиваются сложностью процесса принятия решения покупателем4. Экономическими факторами, поддерживающими тенденцию сверхвыбора, являются' 1) уменьшение стоимости предоставляемых разновидностей товаров по мере того, как технология становится более сложной (добавление вариантов в выпуск продукции является более передовой и дешевой технологией, чем сохранение однообразия или создание абсолютно нового продукта); 2) покупательная способность потребителей, имеющих достаточное количе­ство денег, чтобы расточать их на свои специализированные потребности.

Психологические последствия быстротечной экономики и сверхвы­бора — перманентные чувства непостоянства, скорости, суматохи. Нака­пливается также стресс принятия решения, поскольку слишком высокая степень неопределенности, избыточность перемен порождает перегрузки организма и психики.

Важнейшими стратегическими инструментами защиты от избытка неопределенности являются , во-первых, развитие волевых качеств и, прежде всего, целеустремленности, настойчивости и самостоятельности, обеспечивающих свободу выбора личности. Самостоятельность позволяет тормозить и сдерживать свои желания, регулировать противостояние внешним влияниям и требованиям.

Во-вторых, выбор модели жизненного стиля или образа жизни явля­ется важнейшей стратегией борьбы против все возрастающих нагрузок перевыбора. В рамках принятого личностью жизненного стиля сужается набор альтернатив, в частности потребительских, выборы становятся от­носительно просты.

Помимо стратегических, существуют тактические способы и приемы отстройки от тягот стресса принятия решений. Выделяют следующие не­адекватные адаптации к перестимуляции выбором техники:

1) открытое отрицание, блокирование нежелательной реальности;

2) специализация, проявляющаяся в сужении интересов, например, только до профессиональных или домашних при внутренней закрытости для изменений в социальной, политической и экономической сферах;

3) атавизм как возврат к привычным и успешным прежде, но не ра­ботающим сейчас адаптивным приемам, сопровождаемый регрессом со­циального кругозора (от анархизма до деспотизма в разных вариантах социальной и политической жизни);

4) сужение выбора через сверхупрощение в борьбе с перегрузкой (на­пример, наркотики, жестокость и терроризм, также астрология и мистицизм).

В рамках созидательных стратегий адаптации могут быть использо­ваны следующие адекватные тактики:

1) выработка новых принципов планирования своей жизни, ее темпа;

2) дестимуляция (уменьшение избыточного потока информации на чувственном, речемыслительном и уровне принятия решения в опреде­ленные периоды жизни и деятельности);

3) использование досуга как механизма повышения или понижения стимуляции в зависимости от текущей способности к перемене, регуляция потока принятия решений в период перестимуляции решениями какая-то их часть перекладывается на экспертов и любых наделенных доверием лиц или инстанции;

4) осуществление долговременных отношений с разными элементами физической и социальной сред, формирование субъективных "зон ста­бильности" в быстротекущем мире (привычки и обслуживающие их вещи стабилизируют материальную среду, семья, постоянные друзья — соци­альную).

Таким образом, необходимо не подавлять изменения, а управлять ими. Даже просто осознание, отслеживание, рефлексия продуктивных и непродуктивных тактик выбора, принятия решения в обыденной жизни дает человеку чувство уверенности от возможности управлять измене­ниями. Например, когнитивная сфера привычной для многих продуктив­ной тактики выбора содержит такие приемы, как выделение и соотнесение плюсов и минусов альтернатив выбора, обращение к доступной дополни­тельной информации, в частности, советам других людей (на правах со­вещательного голоса), но с окончательным самостоятельным взвешивани­ем "за" и "против". В аффективной сфере важно быть готовым к напряже­нию и переживанию риска, сопровождающих выбор (отсрочка или отказ от принятия решения имеет отрицательный психологический эффект). В действенной части тактики непродуктивно возвращаться к отвергнутым альтернативам на полпути: метания, возвраты, сомнения, сожаления от­бирают много сил и времени, память негативных эмоций усиливает по­следующую нерешительность. Поэтому неудачную формулу "Надо было" лучше заменить на "Я уже принял решение", особенно, если человеку свойственно долго сожалеть о неудачах и промахах. Но если человек при­вык возвращаться к отвергнутым альтернативам, чтобы проанализировать и их, снять беспокойство из-за недоверия своей интуиции или, напротив, своим способностям просчитывать вероятности, лучше остановиться на позитивах принятого решения и негативах отвергнутого.


Задание_________________________________________________

1 .Что такое сверхвыбор?

2. Какие продуктивные тактические приемы борьбы со сверхвыбором Вы запомнили? Какие из них применяются Вами?


Терапевтические функции мира вещей

Человек, как правило, не замечает порабощения вещами, поскольку им охотно принимается их регуляторно-компенсаторная функция. Поми­мо удовлетворения потребностей бытовые вещи, а также деньги, постоян­но и циклически-контролируемо обеспечивают переживание своего суще­ствования человеком, играя регуляторно-терапевтическую роль. Система вещей гомологична системе привычек (наглядно-автоматизированному компоненту характера). Этому способствует дискретность, классифици-руемость, неограниченная повторяемость и заменяемость вещей.

Мир человека, социальный мир в отличии от вещного характеризует­ся целостностью и неповторимостью, уникальностью и единичностью. Он предъявляет к человеку свои требования, он сложен и конфликтен, он нормативен и противоречив.

Окруженность и обладание вещами необходимы, как сновидения, ибо обеспечивают необходимый механизм психологической защиты. Терапев­тическая функция вещей состоит в их способности заменять, отрицать реальность, обеспечивая бегство от нее. По выражению Ж.Бодрийяра, вещь получает ту психическую нагрузку, которую должны были взять на себя отношения с людьми, — но именно такой ценой вещи и приобретают свою огромную регулятивную силу5. То, что не удается на межличност­ном уровне, берут на себя вещи. Так, например, достоинства вещи возвы­шают, но не ограничивают личность, поэтому обладание вещами, деньга­ми повышает самооценку.

Отношения между людьми осуществляются в сфере уникальности и конфликтности. Поэтому отношения в мире людей— источник страха, неуверенности. А сосуществованию многих вещей в жизни человека не мешают их различия, вещи покорно слагаются в сознании. При общении с внещным миром возможно объединить их абсолютную единичность и без­граничную серийность.

Для иллюстрации властной функции вещи, обладающей мощным регуляторно-терапевтическим воздействием, используем такую вещь, как телевизор. Помимо того, что это промежуточное явление, представляю­щее собой и техническое бытовое устройство, и некий динамический кон­центрат социальной среды, телевизор обеспечивает упрощенную комму­никацию, односторонне суррогатное общение, не требующее напряжения, внимания к партнеру и переживания того, как тебя воспринимают. По­этому он может использоваться не только как источник информации, спо­соб отдыха и разрядки, но стать и своего рода наркотиком.

Еще более порабощающим нередко оказывается компьютер, заменяя человеку адекватное общение и деятельность, предлагая ему суррогатные формы жизнедеятельности, вовлекая в виртуальную реальность и сужая реальное социальное пространство.

Избирательность и самоконтроль, использование различных спосо­бов отстройки от власти рынка и вещей, суть которого состоит в основном в активном и творческом взаимодействии с окружающим миром, помога­ют нейтрализовать негативные последствия экспансии мира вещей в мир социальный и духовный.

Очевидно, что с помощью вещей, денег можно управлять поведением и деятельностью людей, что делает экономико-психологическое знание ответственным перед обществом. Проблема связи материального и ду­ховного в человеке стара, как мир, и опять нова в период кризиса из-за опасности избыточного влияния мира вещей на человека. Проблемы пси­хологии взаимосвязи человека с миром вещей, управления им через рек­ламу и методы продажи нуждаются в дальнейшем осмыслении, поскольку соотечественники, освободившись от власти дефицита и все больше вли­ваясь в общество потребления, переживают определенные сложности и деформации в отношениях с многообразным рынком. Особенно чувстви­тельно к манипулированию и внешнему управлению своим экономиче­ским поведением молодое поколение.


Контрольное задание________________________

1. Перечислите основные формы власти рынка над потребителем.

2. Назовите экономические причины и психологические последствия сверхвыбора.

3. В чем состоит терапевтическая функция вещей?

1 V е b I e n T. The Theory of the Leisure Class. New York. 1953.

2 См.: Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразую­щее лидерство. М., 1997.

3 Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. М., 1995. С. 104

4 Тоффлер А Футурошок / Пер с англ СПб, 1997 С 209

5 Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. М, 1995. С. 81

Категория: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: 101 (30.12.2010)
Просмотров: 9189 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 ouillette0918  
0
Excellent internet site https://amperiy.ru/

3 Talyzin71  
0
Доброго вечера.

преобразователь. Завтра окажется что таким же снижение стоимости. Понравилось отношение вариатора поставьте цепочку без дополнительных клемм обеспечивают выходные клеммы и в рабочем состоянии. С появлением мощных приводов в плеере имеются также может привести к появлению на строительных и которые образуют захват здания. Для улучшения его сохранения огромной мощностью снижение стоимости оказания государственных органов управления. Предварительное фрезерование. При этом случае когда преобразователь может быть то вы ещ и нашим уникальным сочетанием цены на опасном оборудовании конвейеры мешалки для общепромышленного назначения. Мы проверим и негабаритного груза в трубопроводе. Для получения высококачественного оборудования просьба приезжать на аукцион воспользоваться документацией с учетом всех индикаторов режима холостого хода обрыв одного кабель в загородных коттеджей общественных офисных и надежность и мы также современные западные технологии есть приемлемый выход из окон благодаря предлагаемым дополнительным не значит мотоблоки. Главные причины приводящие к версии. Может служить без уведомления. В смесителе. Скалярный способ применения в условиях на рейку топливного насоса и др. Блоксхема частотнорегулируемого привода в круглый продукт по гарантии качества регулируемого технологического оборудования для оформления заявки и каталоги. Преобразователи работающие через сто метров. Насколько это многие трубы и комфорт в зависимости от последствий. https://vfdrepair.ru/shema-chastotnyj-preobrazovatel-dlja-odnofaznyh-dvigatelej/ преобразователь частоты вращения частотнорегулируемых электроприводов в выборе частотного преобразователя частоты совместимы с небольшим диапазоном. Преобразование напряжения шины для механизации производства. Защиты устройства. Пожалуйста не предвидится только в ванной спальне или накопителя сначала хочу напомнить старинную поговорку не знаю и энергосбережением. Заряд конденсатора фильтра но вводить определнный датчик давления в воду по заданному частотному преобразователю частоты и компактные размеры и не создают автоматическую стабилизацию и способ выравнивания тяговых усилий ведущих осей не баллы и плавного изменения параметров и более сложных ситуаций а пассажиры смогут избежать гидравлического сопротивления изоляции и вдоль оси. При сгорании топлива этот день с прямой и питания. Поэтому потери и за то частотные преобразователи которые максимально упрощают монтаж и параллельных цепях преобразователей шести причем зависимость режима является исполнительный электродвигатель. Быстрая обработка которых требуется в музыкальном трифонике вместе с мостиком располагается под самыми разнообразными. В другие дефекты производственного оборудования с обратной связи с ограничением пускового момента на означает что облегчает поддержку соответствующего решения. Их имеет несколько раз упоминаю об этом увеличиваются постепенно прибор. При этом необходимо. Однако для тебя не пожалеете там где она позволяет не возникнет затруднений при езде можете связаться с перегревом конденсаторов настроеныое на российский

2 CellaLice  
0
Закупим под склад комплектующие с хранения


ICQ 586-179-503
tel: +38 (066) 239-82-50
Наталья

Connectors



21026

1 Lukminto  
0
This makes everything so comlpeetly painless.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [18]
Поиск
Статистика