ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Согласно определению
В.А.Ядова, поведение человека— это форма деятельности, ее внешняя сторона.
Экономическим поведением обычно называют поведение, вызванное
экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта. Экономическая
психология направлена на исследование процессов и механизмов, лежащих в основе
потребления или других типов экономического поведения, и прежде всего
предпочтений, выборов, принятий решения и влияющих на них факторов.
Любому поступку человека
обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней,
т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение,
окрашенное чувствами, т.е. афффективные (эмоциональные) компоненты, и,
наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (действенно-динамические)
компоненты. Рассматривая экономическое поведение, ученые, как правило, выделяют
для его анализа эти три очень тесно взаимосвязанные составляющие.
Существуют некоторые
расхождения в более конкретном определении своего предмета молодой
отечественной экономической психологией и достаточно зрелыми и практически
ориентированными западноевропейской и американской. Представители последней,
как правило, остаются на необихевиористической позиции и ставят во главу угла
экономическое поведение. Предостерегая от потери собственного специфического
предмета и превращения экономической психологии в психологическую экономику,
А.В.Филиппов и С.В.Ковалев подчеркивают, что экономическое сознание должно быть
предметом рассмотрения экономической психологии.
Сталкиваясь здесь с расхождением на теоретико-методологическом уровне, мы не
видим резкого расхождения на эмпирическом уровне, ибо западноевропейские и
американские исследования обычно охватывают когнитивные и аффективные, а не
только действенно-динамические компоненты экономического поведения, ими
накоплен к настоящему времени богатый эмпирический материал, представлены
ценные наблюдения и обобщения о восприятии и понимании экономических явлений (economic mind) и отношениях к ним.
В Блоке 1 описываются
когнитивные (познавательные) компоненты и факторы экономического поведения, а
именно восприятия и представления об экономических параметрах, иррациональное
и рациональное в экономическом мышлении, факторы принятия решений.
В Блоке 2 изучаются
аффективные (эмоциональные) факторы экономического поведения, роль эмоций и
чувств при воздействии рекламы и их включенность в алгоритмы продажи.
В Блоке 3 делается акцент на
мотивационных механизмах экономического поведения.
Саморегуляция
и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. Л.,
1979. С.10.
|