Воскресенье, 06.10.2024, 06:32
Приветствую Вас Гость

PS

Главная » Статьи » ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Согласно определению В.А.Ядова, поведение человека— это форма деятельности, ее внешняя сторона[1].

Экономическим поведением обычно называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта. Экономическая психология направлена на исследование процессов и ме­ханизмов, лежащих в основе потребления или других типов экономиче­ского поведения, и прежде всего предпочтений, выборов, принятий реше­ния и влияющих на них факторов.

Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, ос­мысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познава­тельные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. афффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (действенно-динами­ческие) компоненты. Рассматривая экономическое поведение, ученые, как правило, выделяют для его анализа эти три очень тесно взаимосвязанные составляющие.

Существуют некоторые расхождения в более конкретном определе­нии своего предмета молодой отечественной экономической психологией и достаточно зрелыми и практически ориентированными западноевропей­ской и американской. Представители последней, как правило, остаются на необихевиористической позиции и ставят во главу угла экономическое поведение. Предостерегая от потери собственного специфического пред­мета и превращения экономической психологии в психологическую эко­номику, А.В.Филиппов и С.В.Ковалев подчеркивают, что экономическое сознание должно быть предметом рассмотрения экономической психоло­гии[2]. Сталкиваясь здесь с расхождением на теоретико-методологическом уровне, мы не видим резкого расхождения на эмпирическом уровне, ибо западноевропейские и американские исследования обычно охватывают когнитивные и аффективные, а не только действенно-динамические ком­поненты экономического поведения, ими накоплен к настоящему времени богатый эмпирический материал, представлены ценные наблюдения и обобщения о восприятии и понимании экономических явлений (economic mind) и отношениях к ним.

В Блоке 1 описываются когнитивные (познавательные) компоненты и факторы экономического поведения, а именно восприятия и представле­ния об экономических параметрах, иррациональное и рациональное в эко­номическом мышлении, факторы принятия решений.

В Блоке 2 изучаются аффективные (эмоциональные) факторы эконо­мического поведения, роль эмоций и чувств при воздействии рекламы и их включенность в алгоритмы продажи.

В Блоке 3 делается акцент на мотивационных механизмах экономиче­ского поведения.



[1]Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979. С.10.

[2] Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика// Психологич. журн. 1989.№1.С.26.

Категория: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: 101 (30.12.2010)
Просмотров: 3129 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 Yadwinder  
0
Good to see a tnalet at work. I can't match that.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [18]
Поиск
Статистика